Переломный момент — 5500

Это Глава 3 из 5 в цикле статей "Вершина":

На фото: Мы в один из тренировочных дней. Высота ~ 3500м

День восхождения.
Мы поднялись уже выше 5км над уровнем моря. Сейчас стоим на скальной гряде на высоте 5500м. За перегибом начинаются «перила» — веревка, натянутая на склоне для страховки восходителей. Уклон в этом месте очень крутой и идти по нему достаточно опасно — при срыве остановиться будет непросто, скорость набирается очень быстро и считается, что шанс зарубиться ледорубом есть только в первые 2-3 секунды. Мы отрабатывали работу с ледорубом на склоне — это был первый и пока единственный подобный опыт у нашей группы.

Время на часах 15.40. Идя ввосьмером, держа общий темп и дожидаясь каждого, у кого случались проблемы со снаряжением, например, у Лехи из Мурманска сломалось крепление кошки, но он дважды настойчиво приматывал ее тэйпом к ноге и она перестала сопротивляться, мы теряли темп и на нынешней высоте оказались позже необходимого времени.

22240018

На фото: Леха ремонтирует сломавшуюся кошку.
5 часов утра, склон Эльбруса. Высота ~ 4700.

Надо уточнить, что на высоте 4900 Сергей Арзуманов, показавший себя лучше всех на фестивале Tracers «Вершина», не смог продолжить подъем из-за замерзающих ног и рук. После того, как согреть их ему не удалось, было принято решение о спуске. Так как мы еще не вышли на опасный участок, мы отпустили Сергея вниз одного, позже поняв, что это решение было неверным, тем не менее, Сергей успешно дошел до «Гара-Баши». Правда, по пути Сергей пару раз на мгновение засыпал (это происходит от недостатка кислорода, общей усталости и потепления после холодной ночи), что и является одной из причин почему нельзя было отпускать его одного.

В этот день кроме нас и монаха Сергия совершала восхождения еще пара альпинистов из Москвы, которых мы встретили на 5500. Нам посоветовали разворачиваться, потому как вся группа будет долго проходить участок с перилами, ведь идти его можно максимум по двое на веревку. Таких участков два и мы потеряем много времени. А в это время года солнце начинает садится в 16.20.

На фото: Сергий — смотритель приюта «Гара-Баши»

Я повернулся к парням и сказал, что дальше должны пойти те, кто хорошо себя чувствует, имеет запас сил идти хорошим темпом, и что те, кто пойдут, должны понимать, что могут не вернуться, потому как на куполе сегодня сильный ветер, уже начинает темнеть и прогноз погоды на вечер не располагающий. Альпинисты также предупредили нас, что на саму вершину они добирались ползком — так сильно дуло. Вася, Саня и Тимур твердо решили продолжать, остальные четверо выступили за спуск. После принятого решения ни у кого не осталось впечатления, что кто-либо сомневался или принял вынужденное решение — каждый оказался на своем месте, понимая состояние и условия оставшегося пути, на который должно было хватить сил. Трое пошли вниз, половина группы отправилась далее.

Каждый из нас имел ус самостраховки, обвязанный вокруг пояса, в него был встегнут карабин. Это было сделано, чтобы избежать использования нижней скалолазной обвязки (беседки), для уменьшения веса и сохранения свободы движений. В ус мы встегивали репшнур, который шел к ледорубу. Это позволяло не потерять ледоруб в случае его падения и помогало страховаться при привале на крутом склоне, который, правда, нужно бы стараться вовсе не допускать. Половина участников группы впервые завязывала узел «восьмерка» накануне вечером.

Преодолевая перила, я понимал, что все-таки даже летом такой склон нельзя считать безопасным, и удивлялся тем женщинам, которые успешно восходят на Эльбрус. Кстати, следует добавить, что именитая женщина-альпинист Лейла из Ингушетии, дважды взошедшая на Эверест, несколькими месяцами ранее нашего восхождения, погибла на Эльбрусе. Лейла совершала восхождение по маршруту полного креста (подъем с одной стороны, восхождение на обе вершины, спуск с другой). На камнях, на высоте 3600м, остались слова, написанные краской «Я люблю тебя Эльбрус / Лейла». «Лейла любила эту гору и гора забрала ее к себе» — сказал нам как-то Сергий.

MVI_6783

Надпись на камне: «Лейла Ингушетия Эльбрус! Я тебя люблю»

Оказавшись на куполе Западной Вершины мы попытались понять где именно самая верхняя точка. К ней вели вешки, вставленные в снег и сломанные ветром — нам предстояло еще метров 600 пологой тропы. Смотря на небольшой купол, видневшийся впереди и очевидно являвшейся вершиной, я пытался оценить его высоту и понять как много времени займет подъем — издалека он мне казался значительно более высоким, чем оказался впоследствии. Дуло так, что становилось немного страшно — ветер дул с абсолютно постоянной высокой силой — ему ведь ничего не мешает на этих высотах — интересное ощущение — нигде внизу такого не встретишь. Мы с Васей шли впереди и не дожидались пару Тимур — Саня, чтобы темпом напоминать им о малом количестве времени, имевшемся у нас в распоряжении.

Подойдя к куполу Вершины мой внутренний геометр все еще давал сбой — мне казалось нам потребуется еще полчаса, чтобы подняться. Через 10 минут, присев (хотя слева и справа был крутой склон, переходящей в обрыв), я удивленно спросил, указывая на перегиб прямо надо мной: «Вася, это уже Вершина?». Вася стоял на Вершине и ответил: «Да!». Тогда я заполз наверх, протянул руки, мы обнялись, тут же подоспели Тимур и Саня — эти объятия дорогого стоят.

Это было красиво. Вид просто потрясающий. Как написал Экзюпери в «Цитадели»: «Прекрасный вид не существует сам по себе, он создается усилиями, затраченными на подъем».